В.Т. Матвеев МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

^ В.Т. Матвеев МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
В последнее десятилетие ХХ века постиндустриальное общество вступило в новый этап своего развития – фазу информационного общества. Специалист – выпускник вуза XXI века должен обладать достаточным уровнем информационной культуры, владеть корпоративными информационными технологиями, современными методиками поиска и анализа информации.

Проблемы внедрения современных информационных технологий актуальны и для деятельности управленческих кадров. Информационные технологии в управленческой деятельности применимы в двух направлениях: для информационного обеспечения управленческого процесса и для осуществления ряда функций управленческого цикла, в частности, для анализа и планирования, организации и контроля.

Учебные планы по специальностям на факультете государственной службы управления содержит экономические, правовые, управленческие дисциплины. Поэтому, в процессе формирования общей и профессиональной информационной культуры должна реализовываться стратегия сквозного обучения в течение всего периода вузовской подготовки.

Студенты I курса получают навыки работы на персональном компьютере и овладевают офисными технологиями (подготовка и оформление текстов, выполнение простых расчетов, подготовка презентаций публичных выступлений). Параллельно изучаются основы компьютерного делопроизводства.

На II курсе закладывается фундамент информационной культуры будущего специалиста при изучении специализированных дисциплин «Экономическая информатика» и «Правовая информатика».

На III курсе студенты закрепляют, благодаря формированию практических навыков в использовании прикладного обеспечения, методик поиска, обработки и анализа информации, формулировки запросов с применением ресурсов сети Интернет.

Применение ПЭВМ в работе учреждения, предприятия, фирмы предусматривает организацию автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основе ПЭВМ и программного обеспечения для решения функциональных задач работниками фирмы. Так как задач, требующих решения в любой фирме, достаточно много, то и видов АРМ существует большое количество, например: АРМ руководителя, АРМ специалиста определенного профиля, АРМ бухгалтера, АРМ делопроизводителя, АРМ работника отдела кадров и т.д. Однако, решая разные функциональные задачи, все АРМ имеют общие свойства. Поэтому целесообразно изучение АРМ начинать с общих требований к ним, принципов построения, обеспечения и организации. В офисных АРМ широко применяются программы обработки текстов и графиков, табличных данных, различные сервисные программы, необходимые для выполнения обычных (рутинных) обязанностей работниками офиса.

Работа менеджеров, экономистов, предпринимателей в условиях конкуренции должна сопровождаться защитой информации от несанкционированного доступа к ней, искажения или уничтожения, поэтому так важно знать и уметь пользоваться программными методами и средствами, предусмотренными для этих целей.

В результате студенты должны приобрести комплекс профессиональных информационных умений, позволяющих эффективно работать в современном высокотехнологичном обществе.

Студентам, получающим в настоящее время образование, предстоит работать в последующие 30 - 40 лет, что с учётом темпов развития общества, огромный временной интервал. Совершенно очевидно, что решение задач, стоящих перед современным обществом, во многом зависит от уровня управленческих кадров, подготовку которых в высших учебных заведениях необходимо постоянно совершенствовать, в том числе и в области компьютерных технологий.

^ Л.А. Милованова
(Волгоград)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Мы наблюдаем их в общественной структуре, в отношениях между отдельными странами и народами, в отношениях «индивид-общество» и наоборот. Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называются новшествами. Сегодня они вторгаются во все сферы общественного труда.

Образование как подсистема глобальной общественной системы, от которой ему нельзя отставать, должно учитывать все происходящие изменения, меняя соответственно свою структуру.

В последние годы все больше заявляет о себе новая область знания - педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Эти процессы и называют инновационными (Поташник М.М., Лазарев B.C.).

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х гг. на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране.

Педагогическая инновация - это изменение, направленное не улучшение развития, воспитания и обучения школьников (К. Ангеловски).

К основным функциям инновационной деятельности учителя педагоги-исследователи относят прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов, одним из которых является педагогическая технология.

Среди инновационных технологий ведущее место занимают игровые технологии, так как они обладают всеми признаками активных методов обучения, имеют ряд преимуществ, главное из которых состоит в том, что игровые технологии моделируют инновационную деятельность. Игровые технологии способствуют формированию тех черт творческой личности, которые побуждают к активному участию в инновационном процессе. В силу своих особенностей игровые технологии предполагают процесс получения инновационной информации активным путем.

В обучении иностранным языкам под игровыми технологиями исследователи В.М. Филатов и Е.А. Маслыко понимают систему игровых упражнений, направленных на развитие различных навыков и умений иноязычной речи. Так игровые технологии, включающие систему упражнений с элементами ролевой деятельности, отмечает Е.А. Маслыко, несут в себе возможности значительного эмоционального воздействия, формирования коммуникативных навыков и умений.

Зарубежные авторы (Widdowson, Wilkins) полагают, что существуют особые приемы активизации, с помощью которых можно вызвать у учащихся желание выразить свое мнение или идею без дополнительных указаний преподавателя. Преимущество этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой и речевой материал. Учитель, таким образом, узнает, какой объем материала учащиеся действительно усвоили и как они могут использовать его в речи. Активизация является одним из приемов инновационной деятельности. Наиболее эффективным приемом организации говорения является поиск недостающей информации. Такое задание обычно выполняется парами, где один обучающийся знает то, чем другой не владеет, но должен получить для выполнения задания. Происходит реальное общение на иностранном языке. Такие задания могут выполняться и под контролем преподавателя, и в более свободной форме.

В зарубежной теории ролевых игр наибольшее распространение получила классификация, разработанная социологом У. Гетхардтом, согласно которой роли делятся на статусные, позиционные и ситуативные. Другие классификации даны в работах R. Linton, W. Littlewood, R. Cattell, J. Schwerdtfeger, U. Dreitzel и др.

Каковы правила взаимодействия в коммуникативной лингвистике? Что касается ролевых отношений, то в зарубежной методике их принято делить на симметричные и ассиметричные. При симметричных ролевых отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста. Ассиметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками (У. Герхардт). Ассиметричные отношения обучают, строит речевое поведение в соответствии с ролью и статусом партнера. Ролевые отношения между участниками общения являются основными параметрами, определяющими характер ситуации.

Основными критериями инновационности игровых технологий в процессе обучения иностранному языку можно считать моделирование инновационной деятельности и участие учителя в ней.

Библиография:

1. Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. - М., 1995.

2. Ангеловски Кристе. Учителя и инновация. - М., 1991

3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 1996.

4. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр// ИЯТТТ. - 1988, № 2, с. 25.

5. Littlewood W. Communicative Language Teaching - Cambridge, 1981.

6. Linton R. Status and Role/ Theories of Society. Ed. By T. Paisons. - NY, 1965.


1380413675500281.html
1380501968230068.html
1380666253701757.html
1380761478825489.html
1380841381053119.html