Мешент, бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор - И. В. Рак Мифы Древнего Египта

^ Мешент, бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор

Как только у роженицы начинаются схватки, к ней на помощь вместе с Хатхор и

Исидой спешит богиня Мешен(и)т, покровительница рожениц и помощница повитух;

красивая молодая женщина в головном уборе из разноцветных перьев. Добрую богиню

сопровождает ее свита: мохнатые уродцы-карлики Бэсы, их жены - богини Бэсит и

богиня Таурт (греч. Тоэрис) - беременная самка гиппопотама с женскими грудями,

руками и волосами и с зубами крокодила. Когда младенец появится на свет и

заголосит, Мешент и ее свита от радости пускаются в пляс вокруг колыбели

новорожденного.


Но слишком долго плясать и радоваться нельзя! Услышав громкий плач малыша, к

нему со всех сторон слетаются силы зла, и если их вовремя не прогнать, они с

помощью колдовства напустят на ребенка или его молодую мать хворь, какую-нибудь

болезнь, - и радость в доме египтянина сменится безысходной печалью. К тому же

около дома, в траве, много скорпионов и ядовитых змей: они могут переползти

порог и забраться в колыбельку. Поэтому Бэсы и Бэсит всегда настороже.

Почувствовав приближение злых демонов, мохнатые карлики ударяют в бубны и, корча

ужасающие гримасы, с громкими воплями начинают прыгать и метаться по дому: Бэс-

Аха - "Воин" - потрясает оружием, Бэс-Хит - "Танцующий" - пляшет. К ним

присоединяется и Таурт.


Добрая богиня Таурт когда-то была наложницей Сета, но после того, как Хор

одержал над Сетом победу, Таурт бежала от него и присоединилась к свите Хора.

Обозленный Сет в отместку натравил на Таурт змея. Хор защитил богиню, изрубил

змея на куски.


...Напуганные гримасами Бэсов, грохотом бубнов и лязганьем крокодильих зубов

Таурт, скорпионы, гады и злые духи кидаются наутек.


Тем временем Мешент и ее супруг - бог Шаи - отправляются к Небесному Дереву.

Небесное Дерево, или Дерево Хатхор, растет в заоблачной вышине, среди звезд. В

его пышной кроне живут Семь Хатхор - семь молодых богинь с коровьими рогами и

солнечными дисками на головах. Богини играют на тамбуринах и - систрах, кормят в

Загробном Царстве души умерших и предсказывают людям судьбу.


Шаи и Мешент приходят к Семи Хатхор, чтобы узнать судьбу новорожденного. Ведь

если малютка появился на свет в девятый день месяца Паофи, ему предначертано

умереть естественной смертью, а если он родился тремя днями раньше, то, став

взрослым, он умрет, перепившись вином. Так гласит священный папирус - "Календарь

счастливых и несчастливых дней" :


"День пятый месяца Паофи - очень опасный день. Ни под каким видом не выходи в

этот день из дома. Не приближайся ни к какой женщине. В этот день свершились все

дела в присутствии бога. Величество [бога] Монту было удовлетворено в этот день.

Всякий рожденный в этот день погибнет, предаваясь любви. День шестой месяца

Лаофи. Необычайно счасчиивый день. День праздника Ра в небе. Боги умиротворены в

его присутствии Всякий рожденный в этот день умрет от опьянения. День

девятый месяца Паофи. Чрезвычайно счастливый день. Боги торжествуют, предаваясь

радости. Погиб противник Ра. Тот, кто родился в этот день, умрет от старости.

День семнадцатый месяца Тиби. Очень несчастливый день. Не купайся в этот день ни

в какой воде. Это день, когда Нун вышел из храма, в котором пребывали боги. То,

что наверху, низверглось, и мрак окутал землю в этот день. Поэтому множество

опасных семян входит в одежду и смешивается с ней. Всякий, кто приблизится [в

этот день] к женщине, почувствует дурноту и будет поражен болезнью".


Однако то, что записано в папирусе, может сбыться, а может и не сбыться: ведь

человек - не игрушка слепого рока, а полновластный хозяин судьбы. Соблюдая

осторожность, следуя всем заповедям и не делая того, что возбраняют делать

священные папирусы, он может благополучно избежать всех несчастий, и хоть бы ему

даже было предначертано умереть молодым, в нищете, он, вопреки судьбе, доживет

до глубокой старости и умрет в благополучии и достатке. И вообще: хоть тексты

папирусов продиктованы самими богами, но записали их все-таки жрецы - люди. А

земное слово не имеет такой силы, какую имеет Слово Небесное. Поэтому Мешент и

Шаи спрашивают о судьбе новорожденного у Семи небесных богинь.


Семь Хатхор объявляют Мешент и Шаи, что ожидает их подопечного: будет он беден

или богат, когда женится и родятся ли у него дети, от чего он умрет и многое

другое; а Мешент и ее супруг внимают богиням-прорицательницам, запоминая каждое

их слово. Ведь Шаи отныне должен стать "ангелом-хранителем" человека: наблюдать

за его поведением на протяжении всей жизни, чтобы на Загробном Суде Осириса

рассказать судьям, добрый это был человек или злой, какие он совершал поступки,

есть ли у него на сердце грехи, - и если Суд оправдает умершего, Шаи проводит

его к месту вечного блаженства - в Поля Иалу.


А Мешент надо знать судьбы всех людей, потому что она - богиня-оракул. Правда,

добрая супруга Шаи предсказывает только хорошее: богатство, удачу, счастье; обо

всех же горестях, которые ожидают человека, она предпочитает умалчивать.


Если Семь Хатхор предрекают малютке доброе будущее, Мешент от радости пляшет и

смеется. Но когда ребенку выпадает плохой жребий, - например, гибель от укуса

ядовитой змеи, - Мешент тоже не слишком огорчается: ведь человек в силах

изменить даже то, что предопределено самими богами! Вот как победил неумолимый

рок один юноша, сын фараона, которому Семь Хатхор предсказали неизбежную смерть.


1390519474141707.html
1390659329920912.html
1390815991392575.html
1390857177401227.html
1390938833540110.html