9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма - В. С. Новиков Инновации в туризме оглавление



9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма


^ 9.1.1. Глобализация — путь перемен


Мир живет в эпоху перемен, ведущих к глобальной интегра­ции, обусловленной внедрением наукоемких технологий, созда­нию мировой инфраструктуры.

Глобализация проявляется не только в интенсификации фи­нансовых и товарных потоков, но и в изменении самих субъек­тов, оперирующих на рынках. В результате централизации капита­лов эти субъекты становятся мощнее и крупнее, начинают пере­страивать схемы управления: создают организационные, телеком­муникационные, транспортные, финансовые сети, которые уси­ливают взаимозависимость участников бизнеса.

Глобальный характер экономики выражается в том, что в по­следние десятилетия национальная принадлежность экономики утрачивает былую четкость. Теперь интеллектуальный и финансо­вый капитал может поступать из любого источника, продукция может производиться в любой точке мира, а конечный продукт появляться и реализовываться на любых рынках.

Характерная черта современности — высокая скорость измене­ний как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельной компа­нии. Под влиянием агрессивной и подвижной внешней среды ком­пании вынуждены изменять свою структуру, стандарты и техно­логии управления, разграничивать основные и второстепенные функции.

Проявляется тенденция преобразования научных знаний в ин­новацию — получение результата, пригодного для прикладной реализации. Поэтому одной из основных статей расходов компа­нии, во многом определяющей ее конкурентные преимущества, становятся инвестиции в разработки и исследования. Все осталь­ное — маркетинг, логистику, производство, снабжение и даже финансы — компании начинают передавать специализированным фирмам и получать на рынке в виде услуг.

В традиционной экономике компания несет определенные за­траты, связанные с потреблением осязаемых (труд, сырье) и неосязаемых (информация и др.) ресурсов. От 50 % и более из­держек компаний в развитых странах составляют неосязаемые для производства затраты — расходы, связанные с взаимодей­ствием с другими организациями (поиск информации, обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий конкурен­тов и др.). Поэтому в компаниях традиционной экономики глав­ным действующим лицом стал «человек со связями», умеющий благодаря личным контактам взаимодействовать с наименьши­ми затратами времени и средств. Поскольку затраты на взаимо­действие внутри компании значительно ниже, чем при работе со сторонними поставщиками, компании пытаются объединять­ся со своими контрагентами, создавая вертикально-интегриро­ванные холдинги. Для защиты от конкурентов компании стре­мятся создать различные барьеры, затрудняющие выход конку­рентам на новое рыночное пространство, повысить их затраты на взаимодействие.

В связи с развитием новых технологий такие барьеры стали разрушаться. Этому способствуют стандартизация продукции, де­ловых процессов, форматов общения и передача данных и рас­пространение информации через Интернет. В результате сокра­тились затраты на координацию действий компаний и на взаи­модействие между ними. Начался процесс революционных из­менений во взаимоотношениях между всеми субъектами эконо­мики.

Появилась тенденция перехода компаний к управлению нема­териальными активами, интеллектуальным капиталом; от устой­чивых связей — к созданию альянсов; от долголетнего выстраива­ния репутации — к продвижению бренда; от воспитания послуш­ных исполнителей — к поиску талантов.

Факторы, определяющие успех компании

В традиционной экономике В новой экономике

Экспертиза Интеллектуальная собственность

Репутация Бренд

Хорошие исполнители Таланты

Устойчивые связи Гибкие альянсы


^ 9.1.2. Глобализация экономики и туризм


В туристском бизнесе, как и в других отраслях экономики, по­явилась тенденция глобализации, отражающая сотрудничество государств и социальных организаций в политической, экономи­ческой, культурной и других областях.

Сегодня туристские услуги предлагают около 150 стран мира, каждая из которых имеет свой характерный образ и может положительно влиять на все более разнообразный спрос и мотивацию поездок туристов. Эффективному развитию туризма способствует формирование разнообразных сегментов и ниш международного рынка. Индустрия отдыха превращается в лидирующую отрасль мировой экономики.

Характерной особенностью процесса глобализации в турист­ской отрасли является применение новейших информационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют по­вышению эффективности и совершенствованию работы компа­ний, улучшению обслуживания клиентов, ускорению всех опера­тивных процедур, созданию новых маркетинговых методик и рас­пределительных каналов.

В туристском бизнесе активно используются возможности Ин­тернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме.

Однако в процессе глобализации туристской деятельности по­являются и серьезные проблемы. Чрезмерная стандартизация ха­рактеристик потребления и моделей предложения услуг в целом ряде стран оказывает отрицательное влияние на местную культу­ру. Поэтому тенденциям к интернационализации и унификации противостоят тенденции сохранения уникальности и националь­ной самобытности.

Во многих странах ведется разработка и реализация целевой стратегии маркетинга по освоению и сохранению экологической системы и специфических особенностей окружающей среды, па­мятников культуры.

Процессы глобализации сопровождаются резким обострением конкурентной борьбы, ростом числа слияний и поглощений ту­ристских компаний. В сферу туризма внедряются промышленные компании, банки, ассоциации и объединения. Многие участники рынка сокращают деятельность в традиционных для себя областях и сосредотачивают усилия в сфере туризма и путешествий, счита­ющейся более прибыльной. На туристских рынках появились кон­гломераты.

Так, американской компании по недвижимости Cendant, при­сутствие которой зафиксировано более чем в 100 странах, турист­ский бизнес приносит 32 % доходов. Компания занимается недви­жимостью под брендом Century 21 (в среднем каждую минуту про­дается или покупается один объект), является владельцем корпо­рации по аренде машин Avis (парк насчитывает более 700 тыс. ма­шин, каждые две секунды арендуется машина) и мировым лиде­ром гостиничной франшизы и тайм-шера. В 2001 г. компания при­обрела глобальную распределительную систему Galileo и пятое по величине виртуальное агентство Chep Tickets, что обеспечило ей доступ к авиационным перевозкам и предоставило возможность активно использовать новые перспективные возможности турист­ской индустрии.

В 2004 г. компания стала владельцем крупнейшего в мире консолидатора по бронированию отелей в Интернете — Flairview Travel. Другими крупными приобретениями стали виртуальные турагент­ства Orbitz и E-Bookers, что позволило Cendant занять второе место в мире по объему онлайновых бронирований. В 2005 г. завершилось приобретение крупного консолидатора по бронированию отелей Gullivers Travel Associates (GTA), в базе которого представлено свыше 20 тыс. отелей в более чем 100 странах мира, включая Россию.

Руководство туристской деятельностью сосредоточено в спе­циальном подразделении компании — Cendant Travel Distribution Services Division. В этом подразделении собраны разнообразные бренды туристского бизнеса и распределительных систем:

распределительный и обслуживающий бизнес гостиниц (Neat Group, Thor, Trust and WizCom);

' виртуальные турагентства (Cheap Tickets, E-Bookers.com, HotelClub.com, Orbitz, RatesToGo.com);

международная компания туристских технологий и програм­много обеспечения (Travelwire);

руководство международным провайдером дальних воздушных путешествий и консолидатор туристского продукта (Travel 2, Travel 4);

глобальное онлайновое управление корпоративными поездка­ми (Orbiz for Business, Travelport);

фирмы по оптовой продаже гостиничных услуг, организации туристских поездок (Gullivers Travel Associates, OctopusTravel.com, Travel Bound, inc).

Другой пример. В настоящее время немецкий конгломерат Preussag осуществляет три вида деятельности: снабжение и мор­ские перевозки; промышленность (энергетика, строительство, ме­таллургия) и туризм. Preussag объединяет более 500 компаний, включая TUI Group, Thomson Travel Group и Nouvelles Frontieres.

TUI Group скупила в Турции значительное количество гости­ниц, приобрела 75 % компании Gulet Tourism. В середине 1990-х гг. TUI Group стала выходить на рынки стран Восточной Европы, в том числе стран СНГ.

В 1998 г. началось «вторжение» в Польшу — компания предла­гала качественное наземное обслуживание во многих регионах мира. В связи с обострением конкуренции многие польские туропера­торы вынуждены были переквалифицироваться в турагентов. Ком­пания активно инвестирует средства в болгарские курорты Сол­нечный Берег, Албена, молодежный центр «Приморско».

В августе 2004 г. TUI Group пришла и на российский турист­ский рынок, купив 34 % акций у фирмы Мостравел с перспекти­вой в 2006 г. иметь 51 %. Совместное предприятие TUI Mostravel Russia (TMR) — это не первая попытка группы внедриться на российский рынок.

В начале 1990-х гг. на российском рынке появилась испанская «Ультрамар-экспресс» — дочерняя фирма. Однако опыт работы этой фирмы на туристском рынке России оказался неудачным.

В конце марта 2003 г. третий по величине немецкий туристский концерн LTU Touristik GmbH объявил, что в России начинает работу фирма «И-Турс» под брендом ITS. 70 % акций этой фирмы принадлежат LTU Touristik GmbH, a 30% — российскому ЗАО «Авиакомпания «Авиалинии 400».

LTU Touristik GmbH входит в холдинг Rewe Trading Group. Хол­динг занимается розничной торговлей продовольственными и спортивными товарами, объединяя более 10 тыс. магазинов в 14 странах, а также ведет туристский бизнес. Годовой оборот хол­динга в 2004 г. составил 40,8 млрд евро, из которых 11,3 млрд евро приходится на магазины. В планы холдинга входит организация в России сети небольших магазинов, работающих под его брендом BILLA.

Холдинг объединяет шесть туроператорских компаний: ITS Reisen, Jahn Reisen, Tjaereborg, ADAC Reisen, Dertour, Meier's Weltreisen. Первые три из перечисленных компаний входят в кон­церн LTU Touristik.

В 2002 г. в составе холдинга была организована компания Rewe Touristik Hotels & Investments GmbH, которая занимается гости­ничным бизнесом. В нее включены три международные сети оте­лей Calimera, PrimaSol и LTI.

Процессы глобализации оказывают влияние и на развитие ту­ристского рынка России. На рынке происходят слияния и погло­щения, создание деловых альянсов, внедрение новейших техно­логий и телекоммуникаций, активизируется участие других сек­торов экономики, растет присутствие представителей туристско­го бизнеса других стран.

Внедрение в туристский бизнес России компаний из других сфер экономики началось в 2001 г. Одной из первых была частная инвестиционная компания ЗАО «Центр финансовых операций «Тантьема», которая управляет рядом предприятий: Детченским деревообрабатывающим комбинатом, Сочинским заводом по про­изводству минеральной воды, гостиницей «Бриз» (Сочи), компа­нией оптовой и розничной торговли стройматериалами «Евро­пейский дом», холдингом «Туральянс». Первой турфирмой, при­обретенной «Тантьемой» была «Destinations of the world», затем «Лагуна тур».

В конце 2001 г. была приобретена сеть турагентств «Куда.гс». В феврале 2006 г. холдинг «Туральянс» продал 25 % акций ОАО «Академ Альянс М», управляющей фирмы «Куда, ш» немецкому инвестиционному банку Deutshe UFG. Полученные средства бу­дут направлены на расширение сети «Куда, ш» в регионах Рос­сии.


^ 9.1.3. Деловое партнерство


Одной из распространенных форм делового партнерства явля­ются стратегические альянсы, которые в секторе услуг создаются гораздо чаще, чем в сфере производства. В конце прошлого века 29 % деловых альянсов создавалось в сфере продаж и маркетинга, 25 % — в сфере производства продукции, 17 % — в области иссле­дований и развития.

Главным условием стратегического альянса является сотруд­ничество между предприятиями с целью повышения конкурен­тоспособности участников. Стратегические альянсы могут иметь различные формы — от договора о сотрудничестве до совместно­го предприятия. Партнерство осуществляется путем согласования эффективных стратегических направлений деятельности, обмена представляющими взаимный интерес ресурсами (технологии, профессиональные навыки и др.) и информацией.

Компании объединяются для достижения определенных целей, сохраняя независимость; компании совместно контролируют вы­полнение поставленных задач и делят преимущества, полученные в результате объединения; вносят свой вклад в одну или более сфер стратегической деятельности (технологии или продукты).

Такие альянсы не являются застывшими конструкциями — они изменяются в зависимости от ситуации на рынке: часто наблюда­ются случаи выхода участников из этих альянсов, перехода из одного объединения в другое и создание новых альянсов.

Процессы делового партнерства затрагивают и сферу туризма. Удовлетворить потребности клиентов можно лишь используя ре­сурсы многих компаний. Ни один производитель туристских услуг (средства размещения, транспортные компании, индустрия раз­влечений, туристские фирмы) не в состоянии в одиночку предо­ставлять все многообразие услуг, а также обеспечить комплексное развитие центров, посещаемых туристами.

Деловое партнерство в туризме приводит к различным формам сотрудничества:

для борьбы с конкурентами;

объединение с участниками бизнеса из других сфер деятельно­сти;

создание «клубов» для совместной работы по реализации спе­цифического туристского продукта на рынках других стран;

для совместной перевозки туристов;

создание франчайзинговых сетей;

внедрение инноваций.

В связи со спецификой работы на туристских рынках стали по­являться альянсы, хорошо знающие специфику отдельных регио­нов. В 2001 г. был основан «Универсальный туристский альянс» (Universal Tourism Alliance — UTA), членами которого на сегодняшний день являются восемь туристских компаний из Болгарии, Чехии, Египта, Финляндии, Греции, Италии, Мальты и Слова­кии. Благодаря многолетнему опыту сотрудничества на россий­ском рынке, все члены UTA знают специфику работы и гаранти­руют высокий уровень обслуживания. Все члены альянса поддер­живаются национальными правительственными организациями.


^ 9.2. Влияние политической, экономической

и социальной сфер на инновационные процессы в туризме


Активное развитие туризма во второй половине XX в., как уже отмечалось, продолжается .и в веке текущем. Его резервом стали перманентные (непрерывные) инновационные процессы.

Стимулирующее воздействие на инновационные процессы в туризме оказывают разнообразные факторы:

новые направления развития науки и техники, появление но­вых технологий;

экономическая и политическая ситуация в отдельных регионах мира и странах;

нововведения, осуществляемые международными организаци­ями, правила экономических взаимоотношений, устанавливаемые Всемирной торговой организацией, новые формы сотрудничества, внедряемые Всемирной туристской организацией, решения, при­нимаемые международными или региональными туристскими организациями, ассоциациями; получение новых знаний о туристских ресурсах в различных регионах земного шара и информации о дополнительных возмож­ностях туристских поездок;

государственные законы, а также другие правовые акты, опре­деляющие экономические и политические принципы функцио­нирования туристских предприятий, включая разработку государ­ственной концепции развития туризма, принятие новых норма­тивно-правовых актов по социально-экономическим вопросам;

изменение ситуации на рынках: появление новых туристских направлений, несоответствие предлагаемых услуг потребностям путешественников, изменение структуры спроса, появление но­вых требований со стороны потребителей к качеству туристского продукта;

внедрение новшеств в деятельность производственных отрас­лей, тесно связанных с туристским бизнесом (транспортные ком­пании, гостиницы, оздоровительные учреждения, средства связи и др.);

стремление компаний укрепить позиционирование на рынке или борьба за выживание;

неожиданные события, не зависящие от воли людей: экологи­ческие и техногенные катастрофы, террористические акты и дру­гие.

Признанием туризма в качестве важного направления полити­ки стран Европейского Союза стала декларация его Совета от 10 октября 1984 г. «О туристской политике Сообщества». В дальней­шем был принят целый ряд юридических, организационных и финансовых документов, которые определяют туристскую поли­тику Европейского Союза. 13 июня 1990 г. была принята Директи­ва Совета ЕЭС 90/314 «О путешествиях, отпусках и поездках, вклю­чающих все»; одобрена Программа исследований и обучения в области туризма; принята декларация Европарламента о единой туристской политике и другие специальные программы для тури­стского сектора, которые предусматривали выделение средств на инвестиции в сфере туризма.

Инновации в туризме стимулируются и в отдельных странах ЕС. Так, в Италии был принят закон «О реформе национального законодательства о туризме».

Этим законом туристские предприятия приравнены к промыш­ленным, на них распространяются льготы, отчисления, субвен­ции, стимулы и преимущества любого вида, которые предусмот­рены действующими законодательными нормами для промыш­ленной отрасли, естественно, в рамках финансовых возможнос­тей на эти цели.

Закон направлен на усиление взаимного сотрудничества раз­личных структур и учреждений с целью проведения единой наци­ональной политики в области туризма, а также на полное ис­пользование возможностей предпринимательства в туристской деятельности.

Важным новшеством в законодательстве Италии стало выделе­ние местных туристских систем, под которыми «понимают общ­ность однородных или интегрированных условий туризма, вклю­чающих даже территориальные зоны, расположенные в разных областях, которые характеризуются комплексным предложением культурных и природных благ и туристской привлекательностью, включая типичные сельскохозяйственные продукты и изделия местных ремесленников или широким присутствием отдельных или ассоциированных предприятий».

Новая законодательная норма направлена на стимулирование туристской отрасли и системный подход к управлению террито­рией и ее ресурсами. Местные туристские системы должны орга­низовываться и управляться с учетом самобытности территорий, т.е. образа жизни, народных традиций и ремесел, географических и природных условий.

Законодательно закрепив местные туристские системы, госу­дарство обеспечило все условия, предусмотрев и финансовую поддержку, чтобы способствовать самостоятельной работе коммун и провинций по созданию проектов туристского развития и их реа­лизации.

Влияние на создание местных туристских систем оказывают и программы государственного финансирования, осуществляемые Европейским Союзом совместно с правительством и областями Италии. В программе, рассчитанной на 2000 — 2006 гг., участвова­ли шесть областей (Сицилия, Сардиния, Апулия, Калабрия, Кам­пания и Базиликата). На Сицилии по проекту «От традиционного туризма к объединенной туристской системе» создана местная ту­ристская система, объединившая усилия 15 коммун острова.

Во многих странах происходит эволюция организационных форм управления туризмом и методов продвижения туристского про­дукта на рынки.

Вместе с тем надо учитывать, что любая туристская система является вероятностной. Такая система всегда остается неопреде­ленной, так как нельзя точно прогнозировать ее развитие и любое предсказание никогда не выходит за пределы вероятностных ка­тегорий.


^ 9.3. Инновационные процессы в продвижении

и коммерциализации туристского продукта


Туристский бизнес опирается на фундамент накопленных зна­ний. Поэтому надо сначала изучить опыт прошлого, соотнести его с настоящим, стать экспертом в своей области и лишь затем при­ступать к воплощению новых идей и внедрению инноваций.

Одним из признаков успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что не реклама и не активное продвижение продукта обеспечивают устойчивый рост доли рынка, а инновации во всех направлениях туристской дея­тельности. Инновационные процессы проходят в межгосударствен­ных и национальных системах управления туристской деятельно­стью; освоении новых технологий (электронная торговля, созда­ние виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, созда­нии туристского продукта.

Как уже отмечалось, внедрение электронного бизнеса позволяет:

использовать более экономичные каналы связи с компаниями и целевыми рынками;

потребителям проще и быстрее приобретать туристский про­дукт, что приводит к увеличению оборота и объема расходов;

обеспечивать более высокий уровень обслуживания и удержа­ния потребителя;

сокращать расходы благодаря большей эффективности внут­ренних операций и упрощению процедуры торговых сделок.

Важнейшим аспектом электронного бизнеса и маркетинга яв­ляется управление взаимоотношениями с потребителем через по­требительский маркетинг (Customer Relationship Management — CRM).

CRM включает накопление детальной информации о потреби­телях. Информация охватывает социально-демографическую ха­рактеристику, интересы, вид деятельности и запросы потребите­лей.

Электронная торговля представляет собой новую форму рыноч­ных отношений и представляет собой новую форму рыночных от­ношений и основывается на применении новейших телекоммуни­кационных технологий, и прежде всего Интернета. Система тор­говли в сети Интернет подходит как покупателю, так и продавцам. Если в 1997 г. объем глобального электронного рынка оценивался в 10 млрд долл., то в 2005 г. — уже более 350 млрд долл. США.

Туризм имеет важное преимущество перед другими секторами электронной торговли — его потребитель получает приобретен­ный продукт непосредственно в месте его производства, в турист­ском центре (нет необходимости доставлять продукт потребителю по различным адресам).

В 1990-х гг. в Италии для создания имиджа страны, привлека­тельной для туризма, была разработана целевая стратегия — мар­кетинг для продукта. Его цель состоит в том, чтобы создавать и продвигать туристский продукт, выражающий и отражающий тер­риториальные особенности и сочетающий ценности окружающей среды со специфическими местными условиями приема, обслу­живания туристов.

Разработка стратегии маркетинга для продукта привела к со­зданию объединений (ассоциаций), получивших название «клуб продукта».

Это добровольные группы различных профессионально дей­ствующих участников рынка и территориальных сообществ, це­лью которых является продвижение специфического туристского продукта (оздоровление, отдых в горах, на озерах, море, знаком­ство с культурно-историческими ценностями, гастрономически­ми изысками и др.).

Национальное агентство Италии по туризму (ЭНИТ) создава­ло «клубы продукта» исходя из постулата, что каждый сегмент рынка должен иметь особую мотивацию для осуществления поездки. Для каждого из клубов были разработаны целевые программы, которые определяют, какие услуги, какой категории туристов и на рынках каких стран предлагать.

Тенденция создания клубов коснулась и России, однако не­сколько в другом ракурсе: объединились фирмы, которые направ­ляют туристов в конкретные страны: клубы Венгрии, Мальты, Чехии, российско-вьетнамский клуб и др.


1407744667859279.html
1407823740409095.html
1407949379113478.html
1408028426559342.html
1408123639131098.html